Попалось на глаза интервью 2006-го года. А будто сегодняшнее...
НАСТАЛО ВРЕМЯ ХРОНОПА: Вадим Демидов снова собрал легендарную группу и записал новый альбом
Двадцать лет назад нижегородская группа «Хроноп» стояла в одном ряду с такими коллективами, как «Зоопарк», «ДДТ», «Наутилус»… Бесспорно, это одна из легенд русского рока. В 2000 году «Хроноп» распался. Лидер группы Вадим Демидов переключился на другие проекты, параллельно работал журналистом.
Мало кто верил в возрождение «Хронопа», но оно все-таки состоялось! Диск «Любитель жидкости» вышел совсем недавно и сразу вызвал теплые отзывы различных музыкантов и критиков. Вадим Демидов охотно согласился рассказать о воссоединении группы и новом альбоме корреспондентам «НР».
– Вадим, это правда, что решение о возрождении «Хронопа» было принято 10 февраля, когда ты с бывшими музыкантами группы отмечал свой день рождения?
- Это действительно так. Мы выпивали, и вдруг по Нашему радио звучит песня «Любитель жидкости», которую мы в 1995-м подарили Чижу. Что интересно, песню поставили в его честь, но 10 февраля, то есть в мой день рождения. А Чиж родился 6 февраля! Мы решили, что это добрый знак, и начали работу над новым альбомом.
– А тебя не задевает, что по радио звучат твои песни, например, «Любитель Жидкости», но твое авторство не указывается?
- Но я ведь сам подарил эту песню Чижу. У него намечался новый альбом, он попросил две песни, и я не мог отказать.
– Первая песня на твоем новом диске называется «Лежу на луне». Она очень «цепляет». Наверное, именно поэтому эта композиция открывает альбом?
- Дело не в этом. Интересна сама история создания этой песни. Я написал ее летом 2004 года. В тот момент распалась группа «Крупская», которую я создал от и до. Для этой группы я писал жесткие баллады и остро социальные тексты. Кроме того, я сам нашел вокалистку, музыкантов, причем самых лучших, и, конечно, деньги для студийной записи. После записи альбома мы дали три концерта, и группа распалась… Я сделал вывод: просто не может существовать коллектив, в котором каждый участник сам по себе «звезда». К тому же я четыре года писал песни не для себя, и в конце концов мне это надоело. Да и все говорили, что мне самому надо петь. И вот я решил написать какую-нибудь вещь для себя. После перерыва это оказалось непросто, я разучился! Да-да!! Но через пару недель родилась песня «Лежу на Луне». Я спел ее друзьям, и те сказали, что это шедевр. То есть я задал самому себе планку…
– А ты сначала придумываешь мелодию или стихи?
- За день я придумываю несколько мелодий. Если на следующий день они мне по-прежнему нравятся, то сочиняю к ним тексты. А когда накапливается около двадцати новых песен, записываю их в студии, чтобы просто не забыть. За последние несколько лет я написал полторы сотни песен. Из них мы выбрали для нового диска тринадцать вещей, которые посчитали лучшими. Еще записали четыре песни, которые я сочинил еще в середине восьмидесятых, в том числе и «Любитель жидкости». Просто нам не удалось записать эти песни раньше.
– Где тебе удобнее писать?
- Я пишу только дома. Встаю в одиннадцать, после завтрака беру гитару и сочиняю целый день. Много слушаю разной музыки, читаю книги, смотрю фильмы. Для меня это топливо.
– Эта та самая жизнь, о которой ты мечтал?
- Да, я человек домашний.
– Но ты ездишь в Европу каждый год. А песни об этих путешествиях сочиняешь?
- Да. Например, я ездил в Прагу к своему другу Кириллу Кобрину, одному из основателей Хронопа. Он работает на «Радио Свобода». После поездки родилась песня «Все меньше», в которой я описал, как сложно попасть в Прагу, как много всяких таможней на пути. И о том, что можно все начать сначала. Кстати, пару лет назад Кирилл выпустил книгу «Где-то в Европе», в которой рассказал о создании ХРОНОПа, пластиночном «толчке», где мы все познакомились. … Отличная книга.
- Как успехи по раскрутке нового альбома?
- Я умею только сочинять и петь песни. Успех альбома зависит от наших поклонников, от вас, журналистов. И от удачи… Я дал себе слово, что как минимум ближайшие лет пять не буду размениваться на какие-то мелкие проекты. Настало время «Хронопа». Мне нравятся музыканты, с которыми я работаю. Меня все сейчас устраивает.
– Задумок у тебя много?
- Да. Я ведь пишу и поп-музыку. Другое дело, что сейчас «Хроноп» стоит для меня на первом месте, а все остальное уже является побочным. Надеюсь, что в марте начнем работать над новым диском. Уже треть материала отрепетирована.
– А как будет называться новый альбом?
- Пока не знаю, об этом еще рано думать. Запись альбома – это вещь сложная и непредсказуемая. После этого такой стресс испытываешь…
- Давай немного «отмотаем пленку» назад. Почему в 2000-м «Хроноп» развалился?
- В середине девяностых мы начали много экспериментировать с различными музыкальными размерами, с полистилистикой. А в 1999 году у меня случился роман с трип-хопом. Я слушал Portishead, Massive Attack. И пригласил в группу диджея Максима Капчица, вместе с которым сделали новую программу. Конечно, мало кто в Нижнем мог нас понять. Мы все меньше и меньше выступали, теряли поклонников. Я понимал, что не могу реализовать свои новые песни в «Хронопе». Понадобились новые единомышленники. Группа распалась, а через два месяца я оказался в «Замше». И все было отлично до тех пор, пока песню «Моя Чечня» не взяли на Наше радио. Песня-то хорошая, но кроме меня никто в «Замше» не хотел играть рок-музыку, а ведь песня в этом стиле принесла нам неожиданную известность. Согласия внутри группы достичь не удалось, и я из «Замши» ушел. Если говорить о моих проектах, то еще летом был готов альбом «Лучше поздно». Это наша совместная работа с моим старым другом Андреем Колесовым. Это этно-урбанистическая музыка – там есть и синтезатор, и восточные инструменты – уд, саз, тростниковый флейты. Короче, альбом с восточным колоритом.
– Как ты сейчас оцениваешь группу «Замша»?
- Это отличная музыка, я с удовольствием ее слушаю до сих пор. Летом я разговаривал с Артемием Троицким, который всегда благоволил «Замше». В 2000-м он назвал группу открытием года, а сейчас выпускает архив «Замши» на двух CD на своем рекорд-лейбле.
Там же, видимо, увидят свет и альбомы ХРОНОПа.
- Как складывались отношения с журналистикой, которой ты занимался восемь лет подряд?
- Журналистика была моей женой, а музыка – любовницей. А когда в феврале этого года мы начали работать над альбомом «Любитель жидкости», пришлось оставить журналистское поприще. Это была вынужденная жертва. Ведь запись альбома требует уйму времени.
- Какой музыкой увлекаешься сейчас?
Вообще, стараюсь следить за всеми новинками. Но особенно нравятся два направления – неофолк и построк. Первый стиль – это очень искренние и откровенные песни, которые автор исполняет сам под аккомпанемент гитары. Марисса Надлер и Суфьян Стивенс – мои любимые исполнители в этом стиле. Второе направление – авангардный рок. Группы этого стиля базируются в основном в Канаде, Исландии, где красивые северные пейзажи.
А современная российская музыка тебе нравится?
-Из русскоязычного слушаю «Аквариум» и Земфиру. Хотя отдельные неплохие пластинки есть и у других исполнителей в России. Но БГ и Земфира меня как слушателя еще ни разу не предали.
– Как ты себя ощущаешь в музыкальной жизни нашего города?
- Да никак. Это ведь не город музыкантов и поэтов. Нижний славен совсем другим. Здесь торгуют…
Справка «НР»
Вадим Демидов не любит рассказывать о своей личной жизни. Известно, что он закончил политехнический факультет и какое-то время работал по специальности. Группу «Хроноп» Вадим создал в 1985 году. Это название почерпнуто из книги Хулио Кортасара «Истории хронопов и фамов». Коллектив играл в стиле арт-рока. Две известные песни – «Still life» и «Любитель жидкости» – «Хроноп» подарил Сергею Чигракову, который их «раскрутил».
В 2000 году «Хроноп» распался. Его лидер долгое время работал журналистом, занимался проектами «Замша» и «Крупская».
В 2006 году легендарная группа собралась вновь и выпустила новый альбом «Любитель жидкости».
Егор Верещагин