(окончание текста Паши Пиковского о Хронопе). Мне всегда нравилось то, что Демидов очень далек от политики во всех смыслах этого слова. Он никогда не ставил себе цели руководить массами и не желает смотреть на то, как это делает кто-то другой. Поэтому о Москве он поет совсем не оскорбительно. Я бы сказал, с нежностью. И строчки «Слушай нас, Москва, ушами площадей, ушами крыш» или «Подавись Сибирью, подавись Уралом с их тоской, Подавись Байкалом, Подавись Амуром и Окой, Оставь нам небо для любви» обращены, конечно, не к людям, живущим в столице, а скорее к какому-то злобному мифическому существу-роботу, что безусловно еще раз доказывает: Хроноп злиться не умеет. Эта песня сродни Цоевской дерзости: «Мне не нравится город Москва, мне нравится Ленинград». И столичная публика всегда реагирует на такие вещи очень и очень правильно – я сам неоднократно был свидетелем. Не обходит Хроноп на этом диске и злободневные темы; язвительно бурчит: «Пока китайцы не пришли - накрой на стол» или «налей вина, пусть напоследок оторвется вся страна». Но именно бурчит, а не кричит – в чем его несомненная прелесть. Нередко затрагивает Демидов и тему войны. На «Венецианском» это была песня «В руках дурака», а на «12 письмах» - это акустическая баллада «Полчаса». Я всегда настороженно отношусь к произведениям о войне, т.к. обычно их авторами являются те, кто сам не воевал. Исключением для меня является Высоцкий и его военный цикл. Но Демидов пишет не о войне государств, а, скорее, о войне духовной, о борьбе с самим собой, о несомненной победе Любви всегда и везде!!! Поэтому и так завораживают строки: «Я буду любить до смерти и плюс еще полчаса». Как это сильно произнесено: даже сама смерть не может остановить биения любящего сердца – так сильна и необратима инерция любви! Ну, и заканчивается эта пластинка из двенадцати совершенно разных песен очень чуткой и стандартной хроноповской композицией «На пыльной Родине», где Хроноп мягко сетует на бардак: зима, а снега почти нет, гитара откусила полмизинца, не сказав зачем. И тем не менее, приглашает: «Хэй, давай еще немного поживи во мне». Закончил опять на улыбке. Странно, но «12 писем на небо» многие восприняли совсем не так, как ожидалось. Кто-то говорил, что ему не нравится обреченность концепции, кто-то – что слишком много лирики и слишком не убедителен социальный лейтмотив. Не знаю. Мне лично - и тепло, и убедительно. Я тогда написал Вадиму, что единственная большая сила, данная человеку свыше – это возможность признания собственных слабостей. По-моему, он тогда со мной согласился. А у слушателя, наверное, губу заело – не знаю. Как бы то ни было, Хроноп все-таки попрощался со своим гитаристом – Сашей Хирургом, несмотря на всю его креативность, и начал ожидать появления нового. И новый гитарист не заставил себя долго ждать. В группу очень быстро, подобно рождению новой мелодии, влился Миша Киселев. Киселев от природы очень звонок, игра его отрывиста и хрустальна. Вся сегодняшняя легкость Хронопа – благодаря ему. Вадим Демидов много говорил в тот период что он, как автор, старается все дальше и дальше отойти от написания «песен для дальнобойщиков». Мол, в «Венецианском» периоде их было предостаточно, в «12 письмах» - намного меньше, а теперь их не останется вовсе. Что он имел в виду – понять тогда было если не невозможно, то очень трудно. Понимание пришло, когда Хроноп объявил о своем вхождении в следующую фазу, представив совершенно новую программу, выход которой запланировал на 2012-ый год. Запланировал – и выпустил прекрасную пластинку под названием «Сезон Лирохвоста». «Лирохвост» легок на подъем, и с его приходом музыку Хронопа покинул, аккуратно прикрыв за собой дверь, русский рок со всей своей амуницией. Как получилось у Демидова сохранить свою принадлежность к давно найденному стилю и при этом сделать что-то совершенно новое, лично для меня – загадка и головоломка. Вроде все тот же Хроноп, но уже не тот. Диск совершенно неоднозначный и, безусловно, важнейший для российской музыки… Заглавная песня альбома – «Ночь птиц» - наполняет внутреннее существо липким ужасом. «В пути из Суздаля в Тверь, Теряет время листы… А мы с тобою теперь, Умрем из-за твоей красоты…» Такое осознание жертвы ради красоты не может не впечатлять. И опять мы видим в этих стихах признание и констатацию того факта, что красоту в мире могут и не оценить. Но, опять же, здесь нет никакого преломления коленей. Это проговаривается – и проговаривается честно, правдиво, по-мужски. «Железные птицы - ножницы» Демидова наталкивают на смутную ассоциацию с птицами Хичкока. А вот «Деревенская» песня – это настоящий зов любви. «Приходи меня поить деревенским портвейном, что из злаков и цветов с губернаторских дач». И «губернаторские дачи» здесь – не ради красного словца, а как образ чего-то недоступного самому герою, но так легко и непринужденно достающегося его возлюбленной. И совершенно гениальный, драматический припев: «Бьется, бьется соломенное сердце / вьется, вьется в небо серпантин/ льется, льется мохито с черепичной крыши/ косишь, косишь серебряное поле/ носишь, носишь птицу в бороде/ просишь, просишь того, кто ничего не слышит…» Из уст Хронопа это звучит совсем нетривиально, ибо он жил так всегда и будет жить дальше, постоянно держа кулаки за что-то невидимое материальному миру, но такое ощутимое, стоит только прикоснуться… С непередаваемым задором поет Вадим Демидов песни «Отговори меня умирать в эту ночь» и «Перец». Первая - весьма серьезная вещь, вторая – чуть попроще. Обе – обращение ко второй половине. Совершенно мечтательные песни «Снова не сплю» с приглашенным гитаристом Березовым из Волгограда (тоже город самородков), «Махнуть бы в город», «Три монеты» в стиле реггей и печальная «Оставь меня на солнце», в которой автор обращается к своему прошлому, когда «лазил к женщинам в окно» и боялся «возвращения мужей». Тут тебе и «трамваи караваном по потолку», и - не каламбур, но все же игра слов - «виски в висках стучат, как Бонэм», а фамилия легендарного цеппелиновского барабанщика так легко и просто рифмуется со словом «вороны» в дательном падеже. Изумительно выдержанная легкость донесения мысли и очень серьезная смысловая начинка. Песня «Кузнечики» напоминает ранний-преранний COLDPLAY вместе с Трэвисом на пару. Очень светлая, прозрачная структура, синкопированная в ритм-секции и совершенно хрустальная гитарная ткань поверх всего остального, за что еще раз крепкое спасиБо Мише Киселеву. «Если ты не с той, кого любишь – полюби хотя бы ту, что с тобой» - просто шедевральная вещь. Причем последнее «что с тобой», грезится мне порою, звучит как вопрошение к слушателю. Мол, что с тобой такое, парень?!!! В последней четверти альбома главной все же является песня «Свет в твоем стакане», где Хроноп впервые на моей памяти запел о непроглядной темнотище. «Где-то возле деревни, чье названье секрет, мы лежали в засаде, ожидая рассвет» или «В новостях сообщили: солнце держат в цепях, то на волжских равнинах, то в алтайских степях!». Посему не удивительно, что эта песня по сути своей является ремиксом, созданным все тем же Репьевым. Сделана песня очень круто. Полная гармония слов и музыки. Хулы быть не может. И – ну что ты будешь с ним делать – в конце альбома опять та же самая хронопья улыбка. Невидимки, которым «река давала молоко» и «вьюги грели их». В припеве Вадим Демидов простил себе стандартный кварто-квинтовый круг и мягко напел: «За мной уже висит луна, как тлеющий уголек/ За мной уже пришли телец, лев и единорог/ Со мной осталась только та, что с феями наравне/ Крылья из лоскутков пришивает мне…» И вновь о крыльях любви. Вообще, эту песню Хронопы не играют, в отличие от остальных, а, как бы, поигрывая – наигрывают, что безусловно в плюс альбому – легкость и послевкусие – ароматнее не бывает. Каков вывод? Да, наверное, никакого. Кроме того, что на этой планете есть человек, о котором мы знаем и которого любим. И который готов что-то делать для мира не за деньги, а просто так. Ибо хорошие дела за деньги не делаются. Где бы я не находился – мне необходим Хроноп. Прилепин как-то написал: «Заходи, Хроноп. Гостем будешь!» Лично я давно уже пригласил его на вечное поселение – и он как-то легко согласился. Вадиму Демидову пару лет назад исполнилось пятьдесят. Я в это не верю. Мне кажется, что он инопланетянин и не стареет вовсе. А уж голос его и подавно остается молодым. Он все так же пишет хорошие песни, записывает все более качественные и интересные альбомы, пишет художественные романы, выпускает книги, обозревает музыкальные новости, много слушает и читает. Оформлением альбомов занимается его замечательная жена Лена, которую он сильно любит. Временами, попадая на концерты Хронопа, я понимаю только ближе к концу мероприятия, что простоял два часа и пропел все песни наизусть вместе с Вадимом. Они мне как свои. И если бы я Вадика так сильно не любил – я бы, наверное, его за это ненавидел. В 2010 году я попросил у Демидова три песни, особенно мною полюбившиеся, для исполнения их на своих концертах. Он милостиво разрешил, и вот – я пою их всегда и везде, чего раньше со мною не случалось. Пел только свои. А Вадиму Демидову не надо умирать, нет. Кому угодно, но только не ему. Его место здесь – среди Живых. Каждый раз, прежде чем сделать какой-то серьезный шаг в своем деле, я обязательно обращаюсь к Вадиму. Я точно знаю, что он не соврет и скажет так, как думает. И я все время гадаю: в какую сторону дальше пойдет его Хроноп? Что до нижегородского рок-н-ролла в общем, то мне кажется, что его главная несостоятельность заключается в непризнании друг друга, в нежелании или неумении оказывать друг другу помощь. Поэт Людмила Кононова говорила мне еще очень давно: «Талант человека не находит реализации если не умеет видеть другого таланта и радоваться за него!» Я рад, что научился этому. И рад, что есть Хроноп, который всегда это умел! Большое спасиБо. «А от поезда нужно идти еще день, То по лесу, то по полю…! Павел Пиковский. Питер 29.01.2013 год

Теги других блогов: любовь музыка война Хроноп