В фб Борис Барабанов задается вопросом: а можно ли у нас найти таких же талантливых сонграйтеров как, например, Gorillaz или Depeche Mode, к тому же молодых… Захотелось ответить. Из моего опыта я могу сказать, что для появления действительно умных и мелодичных сонграйтеров сегодня просто нет среды. И к тому же быть умным и мелодичным сонграйтером сегодня вообще не круто. Нет такой институции, и формальной и неформальной, которая бы приветствовала появление таких сонграйтеров. Я вспоминаю золотые 80-е, когда появилось немало хороших рок-песенников. У нас не было учебников сонграйтинга, мы учились друг у друга или по песням с наших любимых пластинок. Но тогда быть рок-музыкантом было круто. И это важный стимул. Для молодого человека вообще важно заниматься тем, что круто. Правда, бОльшая часть песен золотой поры русского рок-н-ролла были ужасно примитивны. Мы все любили Пинк Флойд, Полис, Дэвида Боуи, Питера Габриэля, Сильвиана, ранние альбомы U2, альбомы Кримсона первой половины 80-х, но у нас не было знаний, чтобы писать такие песни. Поэтому выходили вещи оч.простые. Русский рок – он вообще дико простой музыкально. Крайне мало прогрессий, которые хотелось бы разбирать, красивых мелодий тоже не вот завались. Скажу так, в американской и европейской песенной культуре непрерывно идет процесс накапливания музыкального опыта. Эксперименты битлов, флойдов, радиохэдов — все это уже заняло место в умах новых музыкантов. Песни предшественников разучены, исследованы, усвоены… К тому же YouTube заполнен различными лекциями о теории музыки для авторов песен. А в Беркли сонграйтинг и преподают. Сегодня девчонка с гитарой, неважно, из Манчестера или из Сан-Диего, сочиняет песни, имея в виду опыт предшествующих поколений. Поэтому песни выходят многослойные, часто с интересными аккордовыми схемами, с необычными битами. В этих песнях много интеллекта. Но и тамошний слушатель тоже сильно наслушанный. У нас накапливания музыкального опыта нет вообще. Новое поколение сонграйтеров приходит на пепелище и начинает как бы с нуля. Быстро получает какие-то примитивные скилзы, выносит на публику свое сопливое творчество, исписывается за три года и пропадает как художественная единица. Нет понимания, что каждые 3-4 года нужно переизобретать себя и свое творчество. Нет понимания, что сонграйтерство – это постоянная учеба и расширение кругозора. Дэвид Боуи это понимал и поэтому к закату жизни пришел не замшелым ветераном, а новатором. Том Йорк и Бьорк постоянно работают над собой, поэтому их творческая жизнь столь протяженна. Я бы еще назвал имя Фионы Эппл, ее последние работы оч.убедительны. Группа The National не снижает обороты. Мы часто вспоминаем гранж-эпоху как последний мощный рывок рок-культуры. Если начать разбирать эти песни, то оказывается, что это не просто «лохматики вжарили по фуззам», это оч.сложные песни. Взять любую команду из того времени – Alice In Chains, Soundgarden, Nirvana, Stone Temple Pilots, Deftones, NIN, Tool, - у них яркие, самобытные аккордовые прогрессии, они были реально круты по музыке. Они впитали все лучшее, что было у предшественников – у битлов, у арт-рокеров, у джазменов и пр. Ничего подобного в нашей песенной культуре мы не слышим. У нас, бывает, всё еще блюз играют. Применить заимствованные аккорды – «а как это?» На Нашем радио востребован материал а ля дворовая песня – так мы и будем дворовую песню играть. У нас нет школы, чтобы получить музыкальные знания. Или нет желания… А желания, кстати, нет, потому что умная мелодичная песня не имеет в российской ноосфере никаких моральных бонусов. Какая тут может быть культура, если музыкальные критики все еще обсуждают песни Короля и шута (или Пилота). Психология сонграйтера такова: я вижу, что про КиШа снимают сериалы, их песни перепощивают «большие люди», их крутят по радио, тогда я тоже такое буду сочинять, - и на выходе мы имеем кучу ПТУ-рока. Увы, и большие рок-звезды в массе забили на музыку (много дворовой песни и элементарного «кабака»). Тут еще и бардовская песня, что заложена в наш мозг на уровне архетипа, попортила множество сонграйтерских карьер, - трудно ее (трехаккордную песню) выбить из подсознания и заменить условным радиохэдом. Думаю, если бы какой-нибудь автор сочинил (этого не может случиться – но всё же…) песню, сравнимую, скажем, с Black Hole Sun, она просто пропала бы в братской могиле яндекс-музыки, - в радиоэфир ее не возьмут, а музыкальная критика элементарно пропустит. На моем веку в Нижнем Новгороде случались две интеллектуальные рок-группы (названия вряд ли кому-то что-то скажут) и обе были обойдены большой прессой, ноль радиоэфиров, - в итоге одна давно распалась, а вторая живет тихой творческой жизнью, мало кому заметной. На моих занятиях по сонграйтингу почти со всеми учениками (а все они авторы множества песен) начинаем с азов – что такое припев, что такое 4-ккордная прогрессия, что такое мелодия, что такое вокальный рифф. И я всегда рад, когда автор не встает в позу «я и так всё это знаю» (нет, не знаете!), а собирает эти знания и тем самым умножает свои скилзы. И все же стараюсь думать позитивно…

Теги других блогов: музыка Россия сонграйтеры