Прочитал я тут НЛО-шную книгу Марка Фишера «Призраки моей жизни» (Ghosts of My Life, 2014).
В «Призраки» входит несколько статей: о Трики, о Joy Division, о Burial, о Зебальде, о «Сиянии» Кубрика и пр.
Все это написано довольно остроумно, но часто сводится к формуле: культурное время остановилось, поп-культура начала XXI века утонула в зыбучих песках ностальгии, и мы неспособны производить новое, вся современная культура - ремейк и симуляция художественных течений прошлого.
Новое время становится копией старого. И это предел культуры.
Однако подобная ретро-фиксация маскируется непрекращающимся пиаром о ложно «новом».
Типа мы рецензируем альбомы Arctic Monkeys, но замалчиваем, что это типичная ретро-группа. При этом и она сама не позиционирует себя как ретро-группа. То есть, по Фишеру, Arctic Monkeys зачеркивают культурное время и апеллируют к бесконечному возвращению и как бы безвременью рока.
Уже первое видео Arctic Monkeys - I Bet You Look Good on the Dancefloor с одеждой, прическами и манерой исполнения двадцатилетней давности, сбило Фишера с толку: он поначалу думал, что это архивное видео постпанк-группы 80-х.
Другой пример – Адель, певица не обозначает свой стиль как ретро, однако при этом нет ничего, что характеризовало бы ее как певицу из нового времени.
Фишер пользуется термином хонтология (призракология), изобретенным Дерридой. Он обозначает нечто застывшее между существованием и несуществованием (призрак по своей природе парадоксален: он - присутствие отсутствия).
Хонтология неразрывно связана с ностальгией. Благодаря коллективной инфантильной привязанности к предметному миру прошлого и к ностальгическим стилям, прошлое и становится нашим настоящим.
Собственно примерно все это мы читали в «Ретромании» Саймона Рейнольдса (он как раз ученик Марка Фишера).
Вывод Фишера депрессивен: мы потеряли всякое ощущение позитивного будущего. Это он еще наших времен не застал. Он покончил с собой в 17-м.